Азиатская дисциплина

Не знаю, заметил кто-то или нет, но вчера я пропустила пост. Правда, только по московскому времени. И не просто так.

Конечно, не специально, просто я была в расстроенных чувствах из-за проблем с экспериментом, но можно использовать и в дидактических целях. Поговорим о дисциплине.

И поскольку у меня запланирован пост про Гонконг, о противоречивой азиатской дисциплине.


Почему противоречивой?

Мне встречались два типа людей, одни считают, что китайцы очень дисциплинированные, другие, что ленивые. Причем мнения расходятся даже у самих китайцев.

Я приведу 5 собственных наблюдений на эту тему, но ни в коем случае не стоит экстраполировать это на всех.

Китайцы много работают

Распространенный стереотип, что китайцы много работают, в общем-то не стереотип. У них (или у нас?) в Гонконге принято сидеть до ночи и по ночам на работе, приходить по выходным и не ходить в продолжительный отпуск. Даже по уходу за ребенком. Хардкорнее только Япония, где вообще есть понятие кароси — смерть от работы. Во многом это совпадает с американским рабочим графиком, и я подозреваю, что без азиатского влияния там не обошлось.

Мне тоже случается приходить в лабу по выходным или задерживаться с экспериментом до позднего вечера (однажды до утра), но это исключения. В то время как во многих соседних лабораториях это абсолютно нормально. Так что можно считать, что я по сравнению со всеми тут халявщик. Сравните с чаепитиями в наших институтах.

И еще здесь обязательная посещаемость лекций. Но не просто потому, что иначе будут косить (да, будут косить), но не где-нибудь, а снова… правильно, на работе. То есть обязательную посещаемость лекций сделали в основном, чтобы объяснить профессорам, что студент должен не только быть в лаборатории 24 часа в сутки, но еще и учиться, блажь какая.

Недавно читала про китайские стартапы, там все тоже самое. Днюют и ночуют в офисах. И, кстати, это не обязательно подразумевает, что они и работают больше по часам. Просто в Китае распространена практика: «если ты не в офисе, то что ты делаешь?».

Когда я была на конференции в материковом Китае, нам показывали лаборатории одного местного НИИ в Кунмине. В одной из них прямо на дверях была доска с расчерченными фамилиями и локациями, в которых надо отмечать кто где находится: на рабочем место, на кампусе, дома, в столовой и так далее. У нас в школе такого нет, но влияние чувствуется.

Общественные активности

Вторая особенность — это большое количество общественных активностей. Правда, у post-graduate students, то бишь магистров и аспирантов, такого немного (или нет совсем) — ну а что, от работы отвлекает. А вот в школах и у бакалавров есть. Каждый день, проезжая на работу мимо школы, я наблюдаю утреннее построение (на плацу) на спортивной площадке. Все в форме, стоят и слушают, что им вещают. Вот уж не знаю что. Но к дисциплине это явно относится.

В столовых и вообще на кампусе постоянно вижу какие-то варианты азиатского тимбилдинга. Напоминающего мероприятия в наших детских лагерях: кричалки, песни, танцы, одинаковые футболки — вот это все. И как бы глупо это ни казалось для студентов (с моей точки зрения), это им даже нравится.

Списывание

На экзаменах не списывают. Нет, ну вы представляете? Я два раза была наблюдателем на тестированиях, но работы у меня особенно не было. Разве что водить в туалет (все как на ЕГЭ) или напоминать отдохнуть, — об этом я писала здесь.

Не знаю, насколько такая честность вызвана внешними или внутренними факторами, но за нарушения здесь серьезная ответственность. Скажем, когда я сама писала одно из тестирований, в конце экзаменатор не досчитался одного из бланков. Он оставил нас сидеть в аудитории с тем, что если бланк не найдется, то он вызовет университетскую охрану и полицию, чтобы всех обыскать. И это была не пустая угроза. К счастью, бланк нашелся.

Недавно на экскурсии по core labs, общим лабораториям с крутым оборудованием, очень часто звучали ремарки, сколько что стоит и что будет, если это сломать. И да, мы действительно несем финансовую ответственность. Точнее, пока мы студенты, основную ответственность несет глава лаборатории. В связи с чем вспомнилось:

Однажды князь попросил Сунь Цзы продемонстрировать свои способности на деле. Для этого он предложил ему в распоряжение свой гарем. Это был хитрый ход, но Сунь Цзы не отказался, он разделил гарем на два отряда, раздал женщинам алебарды и назначил во главе отрядов двух любимых наложниц князя.

Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь Цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — женщины начали смеяться и не выполнять приказ. Сунь Цзы сказал: «отряд не выполнил приказ, значит, нужно его повторить», что он и сделал.

Но наложницы не выполнили приказ снова, тогда Сунь Цзы произнес «если приказ не выполнен повторно, это вина командиров, поскольку полководец разъяснил приказ два раза». И приказал казнить двух любимых наложниц.

Князь, осознав серьезность ситуации, решил отменить приказ, на что Сунь Цзы сказал, что на войне приказ полководца никто не вправе отменять, и наложницы были казнены. После этого наложницы стали выполнять все приказы с первого раза.

Сунь Цзы «Искусство войны»

Качество работы

Здесь не просто много сидят на работе, потому что боятся, здесь реально и много работают. Отсюда знаменитые в цифровом искусстве азиатские художники, в бизнес-мире — гонконгские финансисты и так далее. Начинается это еще в школе. Задают так, как не снилось нашим школьникам даже в гимназиях. И есть огромное домашнее задание на лето. Которое обязательное, а не как у нас список литературы. Хотя минусы здесь опять же есть.

Если брать количеством, а не качеством, можно неплохо преуспеть, но темпы работы придется постоянно увеличивать. Собственно, снова вспоминая местные старт-апы. Особых новшеств там нет, большинство просто умеет делать аналоги дешевле. Однако, конечно, есть и исключения.

Мотивация

Наконец, чтобы быть настолько дисциплинированным, нужна мотивация. В данном случае она заложена в менталитете. Если у нас не ставят во главу угла работу и богатство (желают-то «счастья, здоровья»), то китайское представление о благополучии именно что из них и складывается. Чтобы процветать, надо быть богатым. А чтобы стать богатым, надо много работать. Ну и опять же, иначе не будут уважать.

Одна из притч, которые мне рассказывали в Кунмине, начиналась так: Жил один ученый муж, который мало читал и вообще мало работал. И жена сказала: «Разве ты хочешь опозорить свою семью перед соседями?» И он одумался и стал уходить работать на целый день в одинокой хижине на другом берегу реки… Или просто сбежал от жены, чтобы не пилила. Кстати, еще одна возможная причина много работать.

И мораль всего этого: «Пока ты спишь, азиаты работают».

Так, давайте будем использовать свои сильные стороны и учитывать слабые. То есть тоже прокачивать дисциплину, но при этом не забывать отдыхать, чтобы сохранить смекалку и креатив!

P.S. На фото библиотека нашего кампуса. И там тоже постоянно работают. Или спят.

Добавить комментарий