(Боевое) искусство преподавателя

По средам я планирую говорить об искусстве. Все-таки рубрика называется «анис и арт». Так как тема этой недели — все, что связано с обучением, то я решила поговорить об искусстве учить.

Мой учитель в преподавании, Максим Сигал, показал мне, что хорошему преподавателю неважно, какой предмет вести. Хоть китайский. Естественно, он должен адекватно разбираться в вопросе, он должен вызывать уважение ученика.

Однако гораздо важнее, выполняет ли преподаватель свою задачу. Понятно объясняет, причем так, чтобы ученик мог использовать знания в новой ситуации.

Всех секретов школы преподавателей я выдавать, естественно, не буду, но вот какие наблюдения сделала гораздо раньше самостоятельно.

Первое, что должен сделать преподаватель, это показать, что научиться вообще возможно

Желательно, на личном примере (сам должен в это верить). Другими словами, доказать, что навык или знание предмета — это не какая-то супер-способность, которая либо есть, либо нет, либо надо ждать радиоактивного паука (или таракана), который укусит, и она появится.

Умение происходит от использования нужных инструментов для решения конкретной задачи. Учитель может показать, что если ученик в состоянии выполнять простые действия, например, держать карандаш в руке, то и сложные он тоже физически может освоить (например, рисовать). Остальное — дело техники.

И это действительно так.

Ученик — в первую очередь, личность

Очевидно, правда? Только вот типичный подход школьных учителей этого не подразумевает. И отношение у таких учителей либо как у воспитательницы в детском саду, либо как у надзирателя в исправительной колонии. Мне попадались и те, и другие. Забавно, как они проецируют свое поведение и на общение с другими людьми тоже.

После таких «учителей» частному преподавателю приходиться сначала убеждать учеников в том, что все в порядке и никто их не съест. И с химией/математикой/английским у них нормально, а не так, как вдалбливала «химичка» в школе.

У меня такие ученики тоже были, причем разных возрастов, включая взрослых. И когда вера в себя была восстановлена, они добивались крутых результатов — от пятерок на предмете той самой условной «химички» до поступления в Финляндию.

Главное качество преподавателя — адекватность

В биологии есть понятие «раздражимость». И это не про умение раздражаться (с этим как раз у большинства в порядке). Это свойство адекватно реагировать на окружающую среду. Вот это и имеется в виду.

У всех бывали «преподы», которые читают себе под нос, делают презентации с голым текстом вырвиглазным шрифтом, и вообще не обращают внимание на то, что происходит. Так бывает, если человек либо жутко волнуется и ему главное отчитаться, либо наоборот, плевать он хотел на понятность, других проблем мало, ещё ученики.

И пока так происходит, а у многих выпускников педагогических направлений так и происходит, можно дальше не продолжать. Да, можно прочитать про инструменты преподавания или выучить методичку в книге для учителя, но толку не будет.

И, кстати, отказ от занятий с учеником я тоже считаю поступком адекватным. Если вы совсем не сошлись по каким-то причинам, то и не надо увеличивать страдание на планете. Хотя, конечно, высшим пилотажем будет сделать так, чтобы все-таки сойтись.

Все выше сказанное относится, естественно, не только к школьным предметам, но и вообще всему, чему вы хотите обучать. Рисованию, плаванию, бизнесу или разведению сусликов квадратно-гнездовым способом. Нет неинтересных тем, бывают плохие учителя.

Подытожив, можно сказать, что преподавание сродни боевым искусствам. Главное, тренировать дух, реакцию и внимание к оппоненту. А отдельные стойки и приемы у каждого учителя могут быть свои.

Вопрос к аудитории: какой учитель вам больше всего запомнился в жизни? Чем, плохим или хорошим? Напишите в Клуб.

Добавить комментарий