О творчестве и компьютерах

Вы наверняка обратили внимание, что сейчас больше и больше новостей про произведения, созданные искусственным интеллектом. Вот примеры:

  • Алгоритм на основе работ Рембрандта сгенерировал (написал?) картину в его стиле, которую потом распечатали на 3d принтере, чтобы даже мазки были;
  • Генератор изображений от Google, правда, очень психоделичных — повсюду собаки и глаза;
  • Рассказ, написанный компьютером, вышел в финал на японском литературном конкурсе. Рассказ был про компьютер, который пишет роман;
  • Еще один пишущий алгоритм, на этот раз журналист.

В связи с этим, естественно, возникают споры: не пропадет ли нужда в художниках, писателях и прочих творческих профессиях?


Отвечает Екатерина Копейкина.

Нет, не пропадет.

Живопись не исчезла ни с изобретением фотографии, ни с появлением фотошопа. Более того, возникло целое крутое направление — цифровая живопись. Которой в том числе ваша покорная слуга занимается (сейчас больше на стадии обучения, но с серьезными планами).

Писательство не исчезнет с генерацией текстов. Если даже предположить, что тексты действительно будут выдаваться качественные, то максимум это пошатнет позиции рерайтеров (которым надо другими словами написать то, что уже есть) и людей, которые пишут дипломы за деньги.

Задача же творческого человека (и я не думаю, что в ближайшее время это возможно заменить) — выдавать что-то осмысленное. Если вы просто рисуете картинку ради картинки, ну тогда да. Скоро компьютеры будут рисовать лучше, чем портретисты на Невском (или уже?). Хотя нет, и тогда ценность ручной работы (ох уж эта человеческая иррациональность) никуда не исчезнет.

А если вы хотите передать свои мысли, пропуская что-то, что уже есть, через свой уникальный опыт, то в сущности не важно, какие ресурсы вы используете. Вы уже используете то, что видели и слышали. Уже есть многочисленные вспомогательные инструменты (в визуальном искусстве, например, фотобаш и использование 3D, которые тоже надо уметь), так почему бы не добавить еще один. Вроде у Стругацких были профессиональные создатели скомпилированных текстов. А у Пелевина лисичка-оборотень использовала мысли других людей как основу для своих иллюзий.

Так что за это я спокойна. Скорее всего, даже появятся новые направления, типа профессиональных задавателей параметров и идей для дальнейшей генерации на компьютере (черт, я уже такое хочу). А ведь пока еще нет долгожданной кнопки «сделать красиво» в фотошопе.

В конце концов, любому алгоритму нужна еще информация для обучения. И научить его, как ребенка, можно не только хорошему. Вот, например, искусственный интеллект Tay пришлось удалить за антисемитские высказывания (а все потому, что она обучалась у абсолютного большинства в твиттере).

Добавить комментарий